Главная
Блог про обучение английскому языку
Влияние возраста на эффективность изучения английского языка
Влияние возраста на эффективность изучения английского языка
20.05.2025
Инструменты для изучения,
Интересно об английском,
Статьи

Возраст не является ограничивающим фактором для изучения иностранного языка, но влияет на когнитивные функции каждого человека. Начиная уже с 35 лет, приходится тратить больше времени на запоминание правил и лексики. Это – научно установленный факт. Однако, современные исследования подтверждают, что процесс старения мозга можно замедлить. Рассмотрим рекомендации ученых.
Что происходит с мозгом с возрастом?
Мозг накапливает информацию, управляет телом, посылает команды внутренним органам, побуждает человека к действию, координирует его движения и вызывает эмоции. Мы рождаемся с около 100 млрд нейронов, каждый из которых безостановочно отправляет до 50 «сообщений» каждую секунду. Есть нейроны, которые обрабатывают информацию, поступающую извне в виде зрительных образов, звуков, запахов, прикосновений. Другие отвечают за когнитивные действия, например, за выводы, решения, воображение, а также запоминают опыт.
К сожалению, старение — неизбежно. Вопрос только в его скорости и качестве. В результате физических изменений в организме, уменьшается объем мозга, и нарушается нейротрансмиссия (передача нервных импульсов между нейронами). Уже после 35 лет постепенно снижается максимальная производительность мозга. Но очевидные преобразования происходят после 60. Быстрая и стопроцентная языковая интеграция может оказаться непростым испытанием для тех, кто старше.
К сожалению, старение — неизбежно. Вопрос только в его скорости и качестве. В результате физических изменений в организме, уменьшается объем мозга, и нарушается нейротрансмиссия (передача нервных импульсов между нейронами). Уже после 35 лет постепенно снижается максимальная производительность мозга. Но очевидные преобразования происходят после 60. Быстрая и стопроцентная языковая интеграция может оказаться непростым испытанием для тех, кто старше.
Условные возрастные границы
Если выделить 3 возрастные группы, в рамках которых действуют определенные правила изучения иностранного языка, основанные на среднестатистическом биологическом статусе, то следует определить такие диапазоны:
- С раннего детства до 25 лет. В этом возрасте учиться проще. При благоприятных обстоятельствах усвоить иностранный язык на уровне родного могут дошкольники. Если записать ребенка до 6 лет на курсы английского для детей, то со временем оба языка (украинский и иностранный) будут восприниматься равноценными. Такие люди называются «билингвами». В детстве информация накапливается в соответствующем отделе мозга «хаотично». Со временем новые вводные данные как бы наслаиваются на те, которые уже «записаны» в нейронных сетях. Поэтому, если до 6 лет ребенок разговаривал только на одном языке, эти знания будут сохраняться в первых рядах нейронов. А иностранные слова начнут добавляться ближе к краю. Это подтверждают исследования отдельных случаев инсульта, в результате которого происходит разрушение ранней части отделения мозга, отвечающего за язык. Пациент теряет способность говорить на родном языке, но может выражать свои мысли на иностранном, который изучал позже.
- Взрослые (с 25 до 60 лет). 25 лет считается пиком мозгового потенциала, после которого обучение все еще легкое. Результаты зависят от личных способностей и возможности уделять достаточно времени занятиям. Специалисты рекомендуют выбирать программы обучения, основанные на практических кейсах, реальных социальных сценариях и культурных особенностях страны носителей языка. Другими словами, взрослому человеку легче выучить то, что ему может пригодиться в его реальной жизни.
- Пожилые (60 и выше). Если не заботиться о молодости мозга, то регрессивные изменения становятся очевидными уже с 60. Не так быстро запоминаются слова, сложнее применять правила на практике. При этом, социальные роли имеют не первоочередное значение в большинстве случаев. Самообразование становится менее эффективным. Лучше выбирать разговорные клубы, в которых можно общаться на английском языке в неформальной среде.
Какие отделы мозга отвечают за речь?
В любом возрасте, даже во время посещения курсов английского для детей, для эффективного обучения важны когнитивные функции: память, фокус внимания, заинтересованность в новом, скорость мышления. Имеет значение желание обучаться, мотивация. Но когнитивные способности – прежде всего.
Чтобы запомнить грамматические правила, применять знания на практике, понимать английскую речь других и правильно выговаривать слова, нам нужно иметь здоровые и активные соответствующие участки коры головного мозга. Центр речи у 90% людей находится в левом полушарии. Он состоит из отделов, каждый из которых обеспечивает определенные действия, а именно:
Чтобы запомнить грамматические правила, применять знания на практике, понимать английскую речь других и правильно выговаривать слова, нам нужно иметь здоровые и активные соответствующие участки коры головного мозга. Центр речи у 90% людей находится в левом полушарии. Он состоит из отделов, каждый из которых обеспечивает определенные действия, а именно:
- движение органов речевого аппарата;
- восприятие на слух и понимание языка (письменного и устного);
- скоординированность понимания и речевой деятельности (когда человек осознает, что говорит);
- эмоциональная генерация звуков (есть заболевание, которое не позволяет пациенту сформулировать свою мысль обычным способом, но он может ее пропеть).
Проводили эксперименты, которые подтвердили перечисленные функции. Например, в левое полушарие вводили анестетик, который влиял на эту часть мозга по принципу быстродействующего снотворного. В результате, человек временно утрачивал способность говорить.
Нейропластичность: как поддерживать на высоком уровне
Как видно, мозг – сложная система, но не фиксированная, поскольку может адаптироваться к изменениям во внешней среде. Такая его способность называется «нейропластичность». Изучение иностранного языка зависит от того, насколько качественно эта функция реализуется. С возрастом она снижается и не позволяет нам быть достаточно адаптивными, быстро понимать и запоминать новую информацию.
Следует заметить, что связь может реализовываться как в прямом, так и в обратном направлении (в какой-то степени). Чем больше мы нагружаем мозг, тем активнее нейрогенез (образование новых нейронов). В результате улучшается нейропластичность и память. Чтобы мозг долго оставался молодым, нужно:
Следует заметить, что связь может реализовываться как в прямом, так и в обратном направлении (в какой-то степени). Чем больше мы нагружаем мозг, тем активнее нейрогенез (образование новых нейронов). В результате улучшается нейропластичность и память. Чтобы мозг долго оставался молодым, нужно:
- стимулировать интеллектуальную активность (изучение английского – эффективное средство для молодости);
- отказаться от негативных реакций на любые раздражители (стресс — разрушительный);
- регулярно заниматься физическими упражнениями (гимнастика, танцы, прогулки в парках и др.);
- иметь полноценный сон, который способствует лучшему запоминанию (научный факт);
- ввести в рацион продукты, полезные для мозга (особенно, то, что содержит омега-3 и омега-6 жирные кислоты).
Если следовать этим рекомендациям, можно замедлить процесс старения мозга и выучить английский после 60 успешно и с удовольствием.
По возможности, лучше начинать учить иностранный язык как можно раньше и посещать курсы английского для детей, на которых преподают специалисты, понимающие особенности развития мозга.
По возможности, лучше начинать учить иностранный язык как можно раньше и посещать курсы английского для детей, на которых преподают специалисты, понимающие особенности развития мозга.
Школа английского языка Cambridge Club
Записывайтесь на курсы в удобный способ:
БУДЕТ ИНТЕРЕСНО
Подписаться на рассылку
Подпишись на нашу рассылку!
Будь в курсе всех новостей и скидок в учебном центре Cambridge club
Будь в курсе всех новостей и скидок в учебном центре Cambridge club